Программы и проекты
Поддержим российского производителя!
Речь пойдет о грустной, но вполне привычной в России истории, поясняющей еще раз, почему лозунгу заголовка часто не суждено работать во благо.
Сразу немножко о терминах.
Стоит отличать:
производителя пленки- предприятие, выпускающее пленку ПВХ в рулонах и
производителя потолка- предприятие, выкраивающее, и сваривающее натяжной потолок из пленки, закупленной у производителя пленки , окаймляющее потолок специальным «гарпуном».
Рынок натяжных потолков с момента формирования рос возрастающими темпами, чем больше людей устанавливало в своих квартирах натяжные потолки, тем больше их знакомых, друзей и родственников узнавало, насколько это красиво, просто, быстро и удобно. Начиналось все с французских и германских фабрик, изготавливающих потолки непосредственно в Европе по размерам российских заказчиков, и по карману это было не многим. Стоимость натяжных потолков составляла тогда 1500-2000р/м.кв. Но, почувствовав перспективу в этом направлении, отечественные монтажные фирмы нашли способ значительно уменьшить цену конечного продукта и вывести его на широкий рынок. В страну ввозились станки ТВЧ для сварки пленки, с помощью которых из рулонов пленки самых лучших европейских производителей потолок изготавливался уже в непосредственной близости от заказчика. Таким образом, отнималась стоимость транспортировки, и немалые зарплаты европейских служащих заменялись куда более скромными российскими зарплатами.
Но стоимость самой европейской пленки оставалась довольно высокой, качество начинавшей появляться китайской пленки было низким, и это давало неплохой шанс возникшим российским производителям пленок. Естественным образом российские производители пленок появлялись на производственных базах предприятий советской химической промышленности. Но советское наследство может, и помогло, как технологический и научный задел, но не могло помочь строить бизнес.
С ростом конкуренции среди монтажных фирм и появлением в стране цехов по сварке потолков из пленок ПВХ цены на потолки начали падать. Как обычно в конкурентной борьбе, основная схватка между монтажными фирмами шла за самые дешевые предложения, поскольку они являются «знаковыми», именно по ним потребитель обычно судит об «уровне цен» фирмы-установщика, и именно на эти предложения у большинства потребителей достаточно денег. И этими предложениями стали потолки из пленки трех российских заводов: Казанского Завода Искусственных Кож, ФГУП «Ивановский научно-исследовательский институт пленочных материалов и искусственной кожи», ЗАОр «Оканит», г. Богородск. Вследствие сосредоточенности ценовых войн на «эконом-сегменте», отпускная цена на российские потолки падала стремительно, совсем не пропорционально медленному уменьшению цены на европейские потолки. Это подстегнуло ажиотажный спрос на пленки ПВХ казанского, ивановского и богородского заводов. Вот так и стал работать лозунг: «поддержим отечественного производителя!» Отечественного производителя начали искусственно «поддерживать», без особенной оглядки на соответствие цены пленки её качеству. Эта поддержка могла помочь производителю пленки, но могла и погубить, вселив в него неумеренный оптимизм и нежелание что-то менять. Вообще, выглядела сложившаяся ситуация странно - для монтажных фирм прибыль от установки российского натяжного потолка была практически нулевой (рынок не позволял продавать эти потолки дороже), качество полотна было довольно низкое, но вот спрос на российские полотна был черезвычайный. Посредственная по соотношению цена/качество пленка продавалась контейнерами и поездами, её не хватало, она была дефицитом. Заваленные заказами и деньгами российские заводы не думали о том, что необходимо клиентам, плохо работали с претензиями потребителей и совсем не работали с их пожеланиями. Им и так было хорошо. Они не заметили того, что китайская пленка, еще недавно бывшая некачественной, мутной, резко пахнущей вдруг почти сравнялась по уровню с пленкой европейских производителей, как ее ассортимент по предлагаемым цветам и ширинам рулонов расширился во много раз, обогнав не только Россию, но и Европу в этом смысле. На рынке стали появляться необходимые потребителю китайские полотна шириной 270, 320 и даже 500см, позволяющие делать потолки без шва, а российские заводы продолжали выпускать пленку 140см плохого качества в надежде на то, что хорошие времена для них будут продолжаться вечно. Держалось это шаткое состояние в основном на инертности рынка, прописавшего когда-то во всех прайсах, что российские пленки- самые дешевые (впрочем, продавать эти пленки дороже, чем лучшие по качеству пленки и не удалось бы) и на постперестроечном убеждении большинства россиян в том, что «китайское» синоним «некачественного». Дошло до того, что лучшие из китайских пленок у поставщиков стали стоить дешевле, чем плохие российские, что и переломило окончательно чашу весов: многочисленные фирмы-установщики накопили достаточно аргументов и постепенно смогли переубедить розничных покупателей в том, что в области потолков «российское», увы, хуже «китайского». Российские заводы начали умирать. А для клиента совсем уж советской закваски, которого убедить не удалось, был найден обходной вариант - многие установщики стали продавать клиенту китайскую пленку, выдавая ее за российскую. Иногда это очень легко обнаружить: российская пленка не более 140см в рулоне (не более 155 см. на потолке), поэтому фирмы, продающие российскую пленку 150 см. в рулоне (165 см. на потолке) либо шире- вводят в заблуждение покупателя.
На текущий момент на Казанском заводе искусственных кож производство остановлено, идет продажа товарных запасов.
На Богородском ЗАОр «Оканит» производство остановлено, идет продажа товарных запасов.
На Ивановском ФГУП «Ивановский научно-исследовательский институт пленочных материалов и искусственной кожи» временно в продаже только матовая пленка.
К сожалению, о российской пленке для натяжных потолков в скором времени, видимо, придется забыть. Если даже новые производители возникнут и смогут стать успешными, то опираться они будут уже не на советский, а на китайский опыт.
Поляков. А.А. Компания Натяжноff